Публикации

Как найти вторую половинку. Часть 1 Mar 8, 2015
Добро пожаловать в GitHub Mar 6, 2015
НЛП – псевдонаучная профанация или эффективный инструмент личностного роста? Jun 25, 2014
Высокая цена счастливого поведения Apr 15, 2014
Витамины: с чего мы взяли, что нам нужны пищевые добавки Mar 31, 2014
Худшие друзья денег — это бриллианты Mar 14, 2014
Нелучшие дни людей в Средние века Jan 28, 2014
Руководство по выживанию для интровертов Dec 16, 2013
Штрафы Nov 12, 2013
Искажение нормальности Oct 23, 2013
Самосаботаж Oct 8, 2013
Сила Медитации и ее влияние на наш мозг Oct 1, 2013
Как дневной сон влияет на наш мозг и почему он нужен каждый день Sep 10, 2013
Cлепота к изменениям Aug 26, 2013
Слепота невнимания Aug 24, 2013
Почему мы занимаемся сексом Jul 31, 2013
Ошибка выживших Jul 5, 2013
Истощение эго Jun 23, 2013
Эффект Бенджамина Франклина Apr 25, 2013
Эффект избыточного оправдания Feb 27, 2013
Почему так сложно заводить друзей после 30 Feb 8, 2013
Игра в общественное благо Oct 12, 2012
Положительное влияние жевательной резинки на умственную деятельность Sep 29, 2012
Женское счастье Sep 10, 2012
Силиконовые куклы и богатые старички May 28, 2012
Число Данбара May 4, 2012
Агония привычки Apr 18, 2012
Замедленное время Apr 4, 2012
Эффект обратного результата Mar 25, 2012
Эвристика доступности Feb 16, 2012
Секты Feb 5, 2012
Момент Sep 14, 2010
Кнопки-плацебо Aug 23, 2010
Эффект якоря Aug 22, 2010

Момент

Заблуждение: вы — единая личность и ваше счастье основывается на сути содержимого вашей жизни.

Истина: вы представляете собой несколько личностей и счастье основывается на удовлетворении всех их.

Вы когда-нибудь были настолько больны, что проводили неделю на диване?

Что вы можете вспомнить из этого периода?

В основном ничего, правильно?

В течение всей вашей жизни большие пласты жизненного опыта смешиваются с незначительными событиями и забываются. Иногда вы оглядываетесь вокруг и думаете: «Неужели уже март?!» или «Неужели я работаю здесь уже пять лет?!»

Чтобы понять разницу между опытом и памятью, вам нужно сначала уяснить кое-что про себя.

Ваши ощущения о себе ими и являются — ощущениями. Фикцией.

Личность, которую вы себе представляете — это всего лишь рассказ, сказка. Вы рассказываете ее себе и другим видоизменяя в зависимости от ситуации и в итоге эта история меняется в течение времени.

На данный момент полезно представить, что в вашей голове существует два Я в любой момент времени: текущий я и я из воспоминаний.

Текущий я — это ощущаемая жизнь в реальном времени. Это личность, которой были вы в своих ощущениях последние трех (или около того) секунд, и в течение последующих 30 секунд кратковременная память перемешает все эти ощущения и мысли.

Вы едите мороженое и оно вам нравится. Позже вы сможете вспомнить, как вы его пробовали. И спустя лет 5 у вас уже не будет ни единого воспоминания об этом событии. Но иногда, довольно редко, что-нибудь случается, что заставляет вас переместить память в долговременное хранилище.

Теперь вспомните все разы, когда ели мороженое. Как много настоящих воспоминаний у вас есть, которые не являются всего лишь фантазией? Как много историй вы можете рассказать о том, как ели мороженое?

Вспоминаемое Я составляется из этих случаев, которые попали в долговременное хранилище.

Когда вы воспроизводите свою жизнь в мозгу, уже не можете вернуть все вещи, которые когда-либо испытали. Вы можете вспомнить те вещи, которые перешли из опыта, кратковременной памяти, в долговременную.

Так что поедание мороженого — это не нечто, из чего строятся потрясающие воспоминания. Это всего лишь счастье на несколько минут. Маленькое удовольствие. Счастье, полученное этим опытом, быстро улетучивается.

Психолог Даниэль Канеман [Daniel Kahneman] может многое сказать по этой теме.

Он утверждает, что Я, которое принимает решения в течение жизни, обычно является как раз вспоминаемым. Оно проносит текущее Я вокруг в поисках новых воспоминаний, но основанных на старых.

Текущее Я имеет небольшой контроль над будущим. Оно может контролировать лишь несколько действий, таких как переместить руку подальше от горячей печки или поставить одну ногу перед другой. Изредка оно просит вас съесть чизбургер, или посмотреть ужастик, или поиграть в видеоигру.

Текущий Я счастлив от переживаемых событий. Ему нравится находиться в их потоке.

А серьезные решения принимает Я из воспоминаний. Оно счастливо, когда вы можете сесть и поразмыслить над собственной жизнью вплоть до текущего момента и прочувствовать содержание. Оно радуется, когда вы рассказываете людям истории о вещах, которые видели или делали.

Канеман предложил следующий мысленный эксперимент:

Представьте, что вы собираетесь в двухнедельный отпуск. В конце этого отдыха вы выпьете снадобье, которое сотрет все воспоминания за эти 2 недели.

Как это повлияет на ваше решение? Осознание того, что вы не вспомните ничего из того, что вы делали в течение этих двух недель?

Это жуткое ощущение, которое вы испытываете, думая об этом и является конфликтом между вспоминаемым Я и ощущаемым Я.

Ощущаемый Я может быстро выбрать, что делать. Секс, катание на лыжах, рестораны, концерты, вечеринки — все это делает вас счастливым непосредственно во время события.

Вспоминаемый Я не так уверен. Поехать в Ирландию и поглядеть на замки, или прокатиться из Нью-Йорка в Лос Анджелес и просто глядеть, что происходит вокруг.

Получается, основываясь на его исследованиях, есть два пути, по которым можно решить, счастливы ли вы или нет.

Текущий Я счастлив, когда происходят приятные вещи. Вспоминаемый Я счастлив, когда вы оглядываетесь назад на свою жизнь и вытаскиваете кучу позитивных воспоминаний.

Как Канеман отметил, двухнедельный отпуск может принести лишь пригоршню долговременных воспоминаний. Вы извлечете эти воспоминания как каждое по отдельности, так и все вместе, и используете, чтобы быть счастливым. Тут существует серьезный дисбаланс между временем, которое вы провели, чтобы создать эти воспоминания, и временем, которое вы провели, наслаждаясь ими в последствии.

Текущий я не любит сидение в комнате. Оно ощущает себя как в клетке. Оно же может делать что-нибудь веселое.

Вспоминаемый Я не любит, когда нет денег, чтобы сделать новые воспоминания. Так что он предпочтет усердно поработать и отложить удовольствие.

«Счастье — это нечто, что вы получаете, некая постоянная вещь. Оно постоянно вращается вокруг вещей, подобным маленькой грядке, цветы на которой растут и погибают на одном и том же стебле.

Однажды добившись счастья, оно не будет с вами навсегда. Вы же не печете пирог просто потому, что он сделает вас счастливым, и не будете печь еще один пирог, потому что вы уже испекли один или купили машину, о которой всегда мечтали.

Вы всегда хотели эту машину, вы ее получили, теперь вы счастливы навсегда… нет.»

Мэйнард Кинан [Maynard Keenan]

Жизнь для вас и многих других — это конфликт между этими двумя Я из-за определения, как же лучше быть счастливым.

Исследования Канемана предполагают, что счастье не может быть полностью чем-то одним или чем-то другим. Вы должны быть счастливы в потоке времени, одновременно создавая воспоминания, к которым вы потом вернетесь.

Чтобы быть счастливым сейчас и довольствоваться потом, вы не можете только сфокусироваться на целях, потому что когда вы их достигните, ощущения закончатся.

Чтобы быть действительно счастливым, нужно удовлетворить оба своих Я.

Купите мороженое, но сделайте так, чтобы это было значимо, так, чтобы создались долговременные воспоминания.

Усердно работайте для денег на будущее, но делайте это таким образом, чтобы создавалось счастье в процессе работы.

Если вы живете ради текущего момента, для чистого удовольствие, то этот момент является всем тем, что вы больше всего ненавидите. Вы не сможете присесть на камень и рассказать какую-либо историю.

Но в то же время, если вы думаете, что счастье приходит в конце процесса, как некая заслуга, или статус, или собственность, то вы будете жалки как до, так и после этого изыскания.