Публикации

Как найти вторую половинку. Часть 1 Mar 8, 2015
Добро пожаловать в GitHub Mar 6, 2015
НЛП – псевдонаучная профанация или эффективный инструмент личностного роста? Jun 25, 2014
Высокая цена счастливого поведения Apr 15, 2014
Витамины: с чего мы взяли, что нам нужны пищевые добавки Mar 31, 2014
Худшие друзья денег — это бриллианты Mar 14, 2014
Нелучшие дни людей в Средние века Jan 28, 2014
Руководство по выживанию для интровертов Dec 16, 2013
Штрафы Nov 12, 2013
Искажение нормальности Oct 23, 2013
Самосаботаж Oct 8, 2013
Сила Медитации и ее влияние на наш мозг Oct 1, 2013
Как дневной сон влияет на наш мозг и почему он нужен каждый день Sep 10, 2013
Cлепота к изменениям Aug 26, 2013
Слепота невнимания Aug 24, 2013
Почему мы занимаемся сексом Jul 31, 2013
Ошибка выживших Jul 5, 2013
Истощение эго Jun 23, 2013
Эффект Бенджамина Франклина Apr 25, 2013
Эффект избыточного оправдания Feb 27, 2013
Почему так сложно заводить друзей после 30 Feb 8, 2013
Игра в общественное благо Oct 12, 2012
Положительное влияние жевательной резинки на умственную деятельность Sep 29, 2012
Женское счастье Sep 10, 2012
Силиконовые куклы и богатые старички May 28, 2012
Число Данбара May 4, 2012
Агония привычки Apr 18, 2012
Замедленное время Apr 4, 2012
Эффект обратного результата Mar 25, 2012
Эвристика доступности Feb 16, 2012
Секты Feb 5, 2012
Момент Sep 14, 2010
Кнопки-плацебо Aug 23, 2010
Эффект якоря Aug 22, 2010

Игра в общественное благо

Заблуждение: Если все будут чем-то жертвовать на благо общества, в итоге выиграют все, и все будут счастливы.

Истина: Если не будет мер регуляции, лентяи и мошенники разрушат экономическую систему, потому что люди не хотят чувствовать себя обманутыми.

Прежде чем вы услышите про игру в общественное благо, стоит понять о трагедии общин — аргумент, который показывает вашу несостоятельность в таком деле, как делиться благами.

Представьте себе гигантское озеро, буквально заполненное рыбой. Только вы и еще трое знаете про это чудесное озеро. И вы все договорились, что будете ловить столько рыбы, сколько нужно для пропитания.

Однажды вы случайно замечаете, что другой участник стал ловить больше, чем ему нужно, и продавать излишек. В конце концов у него удочка лучше.

Что вы сделаете? Стоит вам начать ловить рыбу на продажу, вы тоже сможете себе позволить новую удочку, а может быть еще и лодку. Можно объединиться против жулика. Может, всем разрешить ловить столько рыбы, сколько хотят, без всяких ограничений? Или стоит рассказать остальному миру про озеро? В конечном итоге все эти сценарии вероятнее всего разрушат ваши мечты о всеобщем благе.

Если ничего не делать, озеро будет и дальше исправно снабжать вас рыбой, но жулик «победит».

К сожалению, исследования человеческого поведения показывают, что вы не так уж и умны, когда нужно содействовать во благо общественности.

Игра в общественное благо работает по следующим принципам:

Группа людей сидит вокруг стола, у каждого есть несколько долларов. Им сказано, что они могут положить в общественный горшочек столько, сколько считают нужным. Банк удваивает сумму, и каждый получает равную часть вложений обратно.

Если каждый из десяти человек вложит два доллара, то в горшочке будет двадцать долларов. Сорок долларов, которые появились после удвоения, делятся на всех участников, каждый получит по четыре доллара.

Игра продолжается раунд за раундом, и вы подумаете, что каждый просто будет вкладывать максимально возможную сумму каждый раз. Но так не происходит.

Кто-нибудь быстро смекает, что он может вкладывать всего ничего или не вкладывать вовсе и что с этого он получит денег больше, чем все остальные.

Если каждый вложился по два доллара, в банке будет 18 долларов. Каждый получит по 3.60, включая вас, хотя вы ничего не вложили в общественное благо.

Если правила игры позволяют всем видеть, кто вносит свою долю, тогда выигрыш продолжает расти какое-то время. А потом начинает уменьшаться по мере того, как участники будут пробовать тактику удержания средств. Такое поведение распространяется, потому что никому не хочется чувствовать себя лохом, и в конце концов экономика останавливается.

Но, если игрокам позволено наказать другого игрока, часто за счет лишения жулика выигрыша ценой собственных вложений, жульничество прекращается и все выигрывают от этого.

Но если дать возможность игрокам поощрять хороших игроков вместо наказания жуликов, то экономика снова рухнет через пару раундов.

Самая безумная вещь в этой игре — это каким нелогичным является желание прекратить вложения только потому, что кто-то ничего не делает. Стоит остальным игрокам оставаться порядочными гражданами в игре, и все все равно останутся в выигрыше.

Но вы не так умны, и всего лишь один подлец останавливает всю экономику в игре. Вы скорее проиграете, чем поможете кому-то, кто не помогает вам.

Верно, свободный рынок, базирующийся на спросе и предложении без разногласий, был бы идеальным, если бы мы были полностью рациональными. Однако, пока мы не рациональны, а иррациональны, и это нужно учитывать.

— Дэн Ариэли [Dan Ariely], «Предсказуемая иррациональность»

Эта игра призвана показать, насколько регуляция необходима, чтобы осуществлялась любая деятельность, не приносящая прибыль. Уличное освещение никогда не появилось бы вдоль темных дорог, а мосты рухнули бы, если бы людей не заставляли платить налоги.

Трагедия общин объясняет необходимость сущствования частной собственности для того, чтобы заставить вас заботиться хотя бы о своей части мира, но если не все используют гибридные машины и перерабатывают пластмассу, то почему должны вы?

Игра в общественное благо предполагает, что управление путем наказания (только методом кнута) отбивает желание выехать на чужом горбу.

Суть не в том, что вы не хотите помочь, просто вы не хотите способствовать жулику или делать больше, чем нахлебник. Даже если это приведет к проигрышу в игре для вас и всех остальных.