Заблуждение: С появлением средств массовой информации, кажется, что на основе статистических данных, фактов и многочисленных примеров вы поняли, как все устроено в мире.
Истина: Вы гораздо больше склонны верить тому, примеры чего уже встречали на своем пути, и гораздо меньше доверия вызывает еще неувиденное и неуслышанное.
Больше ли слов начинаются с буквы»Я«, чем слов, где буква «Я» является третьей ?
Задумайтесь об этом на секундочку.
Если вы, как и большинство людей, думаете, что слов, которые начинаются с буквы «Я» больше — вы ошибаетесь.
Все просто. Легче поверить варианту про первую букву, ведь требуется приложить больше усилий для того, чтобы сосредоточиться на анализе количества слов, где злополучная буква «Я» будет третьей в слове.
Попробуйте. Это просто.
Если кто-то из ваших знакомых заболевает после прививки от гриппа, вы с большой вероятностью недоверия отнесетесь к вакцинации, несмотря на то, что заболевание или даже смерть являются редчайшими случаями и в пределах статистической погрешности. На самом деле, если вы вдруг увидите историю в новостях о человеке, умершем от прививки, то одного единичного случая может быть достаточно, чтобы держать себя подальше от вакцины. Навсегда.
С другой стороны, если вы услышали новость о том, что пристрастие к краковской колбасе приводит к раку толстой кишки, вы скептически ухмыльнетесь, потому что такого еще не было, да и колбаса, в конце концов вполне съедобная.
Или, если вы узнали о прокатившейся по стране лавине школьных перестрелок, с большой вероятностью станете поддерживать установку металлодетекторов в учебных заведениях своего города, несмотря на минимальные статистические шансы подобного в городе, где вы живете.
Выходит, вы не настолько умны, когда дело доходит до эвристического анализа ситуации (эвристики доступности — прим. переводчика).
Человеческий разум порожден мозгом, который за сотни тысяч лет был сформирован под воздействием большого количества самых разных обстоятельств, больше, чем современный мир предлагает каждый день. За последние несколько миллионов лет, большую часть своего времени мы проводим с менее чем 150 людьми — что ты знаешь о мире на основе примеров из своей повседневной жизни ?
Средства массовой информации, статистические данные, научные открытия — эти вещи не усваиваются так легко, как то, что ты однажды увидел своими глазами. Старая английская поговорка гласит: «Я поверю, когда увижу», — эвристический анализ в работе.
Политики использовали этот трюк во все времена. Всякий раз, когда вы слышите историю, которая начинается с «Я встретил женщину, мать двоих детей, в Мичигане, которая потеряла работу из-за отсутствия финансирования…» или нечто подобное, политик надеется, что эта байка повлияет на твое мнение. Они делают ставку на то, что данный эффект повлияет на вас взять за основу один пример и спроецировать его на большую группу людей.
Гораздо проще поверить в то, что встречаете не впервые в жизни.
Школьные перестрелки начали рассматриваться как крайне опасное новое явление после событий в школе Колумбайн [Columbine]. Случившееся коренным образом изменило пути взаимодействия и влияния на детей в американских школах, были написаны сотни книг, посвящены многие семинары, сняты многие фильмы в попытке понять и осознать причины внезапной эпидемии.
Однако, стоит отметить, увеличения школьных перестрелок не произошло. Когда в печально известной Колумбайн и других школах произошли перестрелки с применением огнестрельного оружия, повышенное внимание средств массовой информации в данный период снизило уровень школьного насилия более чем на 30 процентов. Дети с большей вероятностью могли получить пулю в лоб в школе до Колумбайна, однако средства массовой информации ранее не концентрировали свое внимание и не давали так много примеров подобной информации за столь короткий промежуток времени.
В три раза более вероятно, что в обычного школьника ударит молния, чем застрелит одноклассник, но школы все равно пытаются защититься от этого, как будто это может произойти в любую секунду.
При покупке лотерейного билета, вы представляете, что победили, как те люди из телевизора, которые внезапно стали знаменитыми, когда их номера были выбраны. Но вы скорее погибнете в автомобильной аварии по пути в магазин за этим билетом, чем выиграете.
Вы не думаете статистикой, вы думаете примерами, историями. Когда дело доходит до покупки лотерейных билетов, боязни вируса лихорадки Западного Нила, поимки педофилов и так далее, вы не такой умный.
Перевод подготовлен при участии Droid.
P.S. Девид МакРейни закрыл доступ к части своих записей, поэтому ставить нерабочие ссылки не вижу необходимым и впредь их, наверное, не будет.